Путешествие - лучшая из привычек

  • Отчет о горном походе 5 категории сложности по Северному Памиру (Заалайский хребет)

    Отчет о горном походе 5 категории сложности

    по Северному Памиру (Заалайский хребет)

    группой туристов из г. Витебска

    совершенном с 08 по 26 июля 2016 г.

     

    1

    Нитка маршрута:

    Ош – погранзастава Бордоба – д.р. Кызыларт – пер. Боковой (1Б, 4461)– д.р. Атджайло – лед. Атджайло-2 – пер. 30 лет Победы (3А*, 5026) – лед. Уйсу – пер. Уйсу Северный

    (2А*, 5700) – пер. Уйсу Южный (2А, 5551) – пер. Седло (3А, 5526) – д.р. Уйсу – пер. СК Янтарь (3А, 5200) – д.р. Атджайло - погранзастава Бордоба - Ош

     

     

     

    Маршрутная книжка 7Г-16

     


    руководитель Шипунов А. В.
    Адрес руководителя:

     г. Витебск, ул. Шубина, д. 5/13, кв.5

    тел.моб. +374 33 675 43 05

    e-mail: knopkacat@mail.ru

     

     

                            Отчет подготовила Шипунова Е.А.

     

     

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

     

    1.      Общие данные о походе (паспорт спортивного похода)…..........................................3

    2.      Вводная часть…………………………………………………………………..….…….........5

    2.1      Общая идея и подготовка к походу……………………………………..........................5

    2.2      Транспортная характеристика района ………………………………………...............6

    2.3      Финансовая ситуация………………………………..………………………….................6

    3.         Карты-схемы маршрута………………………………………………………..……........6-7

    4.         Дневник похода и технические описания препятствий………………………….....8

    5.         Выводы и рекомендации……………………………………………..…………….....….58

    6. Литература………………………………………………………………………………….........58

     

    1. Общие данные о походе

     

    Протяженность маршрута:  166 км


    Количество пройденных категорийных локальных препятствий: 6 
из них: 3А – 3, 2Б – 1, 2А – 1, 1Б – 1


    Максимальная высота: 5589 м. (перевал Уйсу Северный)

    Максимальная высота ночёвки: 5204 м. (ледник Уйсу под в. 5782)


    Маршрут утверждён: Республиканская МКК

    Продолжительность маршрута: 16 дней


    Количество участников: 6 человек.

     

    Состав группы:

    2

    3

     

    Заявленный маршрут:

    г.Ош – погранзастава Бардоба – д.р. Кызылартпер. Боковой (1Б, 4461) д.р. Атджайло – лед .Атджайло-2 – пер. 30 лет Победы (3А*, 5026) – лед. Уйсу – пер. СК Янтарь (3А, 5126) – лед. Атджайло-2 – пер. Белецкого (3А, 5113) – лед. Уйсу – пер. Уйсу Южный (2А, 5700) – лед. Октябрьский – пер. Профсоюзов (2А, 5400) – лед. Б.Саукдара – лед. Дзержинского – пер. Раздельный (3А, 6140) + рад. Пик Ленина (7134) – пер. Путешественников (1А, 4128) – МАЛ.

     

    Пройденный маршрут:

    Ош – погранзастава Бордоба – д.р. Кызыларт – пер. Боковой (1Б, 4461)– д.р. Атджайло – лед. Атджайло-2 – пер. 30 лет Победы (3А*, 5026) – лед. Уйсу – пер. Уйсу Северный (2Б, 5700) – пер. Уйсу Южный (2А, 5551) – пер. Седло (3А, 5526) – д.р. Уйсу – пер. СК Янтарь (3А, 5200) – д.р. Атджайло – погранзастава Бордоба – Ош

     

    Отличия от заявленного маршрута:
               

    •  Решили не делать кольцо «пер. СК Янтарь – пер. Белецкого», так как из-за погодных условий очень много дней потратили на подъем на пер. 30 лет Победы. Плюс ко всему сильные снегопады вызвали сход нескольких крупных лавин в районе перевала Белецкого и высокая лавинная опасность на стене сохранялась. Вместо этого было решено взять пер. Уйсу Северный. Таким образом категорийность похода не терялась.
    •  Отказались от продолжения линейного маршрута и попытки восхождения на пик Ленина в связи с потерей палатки (тент палатки улетел в трещину на леднике Октябрьский). Идти дальше, не имея надежного укрытия, было опасно, особенно если учесть, что прямых вариантов схода с ледника Большая Саукдара не существует, а дальнейший маршрут предполагал обязательный набор высоты как минимум до 6100 м. (в. Раздельная). Было решено выходить на погранзаставу Бордоба через перевалы Уйсу Южный 2А, Седло 3А и СК Янтарь 3А, так как в зависимости от обстоятельств (непогоды или очень холодных для неполноценной палатки ночевок) с этого маршрута можно легко сойти на Памирский тракт, по которому изредка курсируют автомобили.

     

    2.1 Общая идея и подготовка к походу

    Главная идея похода – прохождение интересного спортивно-ознакомительного маршрута в районе Заалайского хребта. Для всех участников группы это первый выезд на Северный Памир. Посоветовавшись с мэтрами горного туризма города Витебска, Минска и всея Беларуси, определились с наиболее зрелищными и интересными в спортивном плане перевалами. Но в первую очередь маршрут рассматривался с точки зрения безопасности. Группа собралась довольно опытная и схоженная – в этом составе в последние годы прошли «четверки» по Тянь-Шаню, Алтаю, Кавказу, поднимались на Эльбрус и Белуху. Однако поход пятой категории трудности практически для всех был первым, а район довольно сложен и мало посещаем. В связи с этим были учтены все советы и замечания Республиканской ММК, был частично изменен первоначальный маршрут.

    Подготовка началась в октябре, когда, после возвращения с Алтая, сформировалась идея посетить новый район. В течение полугода тщательно изучались все доступные материалы по Северному Памиру. Информации оказалось не так уж много, а по некоторым перевалам она отсутствовала вообще (Уйсу Северный, Седло – о них собирались впечатления очевидцев, так как в отчетах сведений мы не нашли). К весне была собрана вся возможная техническая информация по району и актуальные данные по обстановке в погранзоне.

    В марте была составлена нитка маршрута и окончательно сформирована группа участников, были куплены билеты, отправлены все документы на получение пропуска в погранзону, подтверждены договоренности по поводу трансфера.

    Изначально состав группы был – 7 человек, но наш единственный «процентник» заболел в самом начале маршрута и тут же вернулся в Ош. Соответственно маршрут прошла группа из 6 человек.


               

    Почему выбрали именно Северный Памир:

    -       хорошее транспортное сообщение;

    -       относительно дешевые авиабилеты из Москвы до Оша (относительно Душанбе);

    -       возможность трансфера до погранзаставы Бордоба;

    -       район является одним из самых спокойных в Азии;

    -       район мало посещаем, а следовательно требует полной автономности;

    -       наличие перевалов различных категорий трудности, что позволило получить должную акклиматизацию и пройти «пятерку»;

    -      личный интерес участников похода к району, как к возможности пройти новый тип перевалов, где к технической сложности прибавляются внушительные высоты и продолжительные перевальные взлеты, получить хороший высотный опыт.

     

    2.2 Транспортная характеристика района

    Подъезды в данный район не представляют особой сложности. Но требуют наличия не маленькой суммы. Из аэропорта до центрального ошского рынка мы уехали на двух такси по 5$ за каждое. Далее из Оша до заставы Бордоба мы заказывали трансфер на фирме «Горы Азии» (связывались с ними еще в апреле, через них же оформляли и пропуска в погранзону)

    Обратно возвращались тоже на Спринтере «Гор Азии». Трансфер Ош – Бордоба – Ош обошелся в 800$.

     

    2.3 Финансовая ситуация

    В Киргизии единственной валютой является киргизский сом. В то время, когда мы были в Оше, считать было просто – кыргызский сом был равен российскому рублю. Соответственно 1$ = 67 сомов.

     

    3. Обзорная схема маршрута

    4

    1 – пер. Боковой (1Б)

    2 – пер. 30 лет Победы (3А)

    3 – пер. Уйсу Северный (2Б)

     

    4 – пер. Уйсу Южный (2А)

    5 – пер. Седло (3А)

    6 – пер. СК Янтарь (3А)

     

     

    Карта маршрута

    5

     

    4. Дневник похода и технические описания препятствий

     

    08 июля – день 0

    Восьмое июля – день, который плавно перетек из предыдущего. Настолько плавно, что московская суета с традиционными для белорусов набегами на ТЦ «Экстрим» незаметно переместилась в Кыргызстан.

    Наш самолет приземлился в аэропорту города Ош около 3 часов ночи. После долгой проверки документов с проштампованными паспортами мы двинулись в сторону залов отлета и на весьма удобных скамеечках доспали пару часов до утра.

    В 7.30 сели в такси и добрались до центрального рынка. Перекусили и за пару часов закупили все недостающие продукты, а таковых было много. Из Беларуси, дабы не переплачивать за лишние килограммы, мы везли только мясное (в том числе и сублиматы), сыр и кое-что из сладостей.

    По поводу газовых баллонов мы заморочились заранее. Узнав, что турфирмы в Оше просят за газ 9-10$ за маленький баллончик (250г.), договорились с друзьями из Бишкека, которые за пару недель до нашего прилета купили большие баллоны (450г.) в столице Кыргызстана и перевезли его в Ош. Таким образом мы много сэкономили не только по деньгам, но и по весу.

    На 12.00 от гостиницы «Кристалл», которая находится там же у рынка, у нас был заказан трансфер. Представители фирмы «Горы Азии» были вовремя, выдали пропуска, усадили в Спринтер и отправили в путь.

    Конечная – погранзастава Бордоба. На часах – 17.00. Наши надежды заночевать в районе слияния рек Кызыларт и Атджайло развеяли пограничники, аргументируя тем, что за 2 часа мы не дойдем до погранпоста Таджикистана (хотя мы туда и не собирались), а оставить нас на ночь на нейтральной территории они не могут. Таким образом нам пришлось обосноваться неподалеку от заставы и провести ночь там.

     

    09 июля – день 1

    Общий подъем в 7.30 утра. Нужно было отоспаться после ночи в самолете и аэропорту. Завтракаем, делим продукты и общественный груз. Несмотря на то, что пайка урезалась с классических для нас 600 граммов на человека в день до 440 граммов, рюкзаки получаются очень тяжелыми: 32 кг – девочки, 43 кг – мальчики. Снаряжение и теплые вещи не выкинешь, поэтому сжали зубы и выдвинулись. Радовало то, что мы смогли уместить все в рюкзаки. Во многих отчетах люди челночили первые 3-5 дней. Быстро прошли все формальности на погранзаставе, получили печати в паспорта (нас пограничники предупредили, что выходить тоже нужно через Бордобу, ибо на Луковой поляне штампы ставить не у кого, а при вылете из страны отсутствие второй печати может вызвать вопросы - в отчетах многие писали, что в аэропорту никто на эти печати не смотрит, но, если хотите перестраховаться, учтите этот нюанс).

    Начинаем движение по Памирскому тракту, который проходит тут вдоль реки Кызыл-Арт. За два часа ЧХВ добираемся до слияния рек Кызыл-Арт и Атджайло, вдалеке красуется грандиозная стена с перевалами 30 лет Победы, Белецкого и СК Янтарь. Вдоль этого отрезка Памирского тракта нет питьевой воды, река Кызыл-Арт темно коричневого цвета и совершенно не отстаивается, Атджайло – рыжая, почти красная. 

     

    6

    Фото 1: Место впадения р.Атджайло в р.Кызыл-Арт

    От слияния поворачиваем на юго-восток, следуя по тракту, через 30 минут переходим реку по мосту и дальше движемся уже по орографически левому берегу Кызыл-Арта. Еще через 1,5 перехода оказываемся у впадения реки, стекающей с ледника Коксай, сходим с Памирского тракта и останавливаемся на обед. Отдых затягивается – очень не хочется снова в лямку своего тяжеленного рюкзака. Больше чем за половину дня по тракту проехало всего два внедорожника, набитых людьми, поэтому те, кто думает преодолеть этот отрезок пути на попутке, должен иметь с собой вагон везения.

    А мы начинаем подъем к леднику Коксай по левому берегу, тропы нет, но она тут и не нужна. Набор высоты довольно плавный, но все равно организм чувствуется, что пересекаем отметку в 4000 м. Становимся на ночевку чуть ниже ледника у ручья, стекающего со склона справа по ходу движения. На часах 18.10.

     

    10 июля – день 2       

       

    Перевал Боковой

    Категория трудности: 1Б


    Высота:4461 м


    Характер:снежно-осыпной

    Ориентация: восток - запад


    Расположен в северном отроге Заалайского хребта. Соединяет долины рек Коксай и Атджайло

    С перевала снята записка группы туристов из Москвы (4 к.с., 7 человек) от 13.08.2013

    Необходимое снаряжение: каски

     

    Ночевка выдалась не самая спокойная. Просыпались, переворачивались с одного бока на другой. Саше что-то совсем было не по себе (назовем это так) – зато налюбовался звездным небом. Дежурные встают в 6, в 6.40 завтрак. Выход в 8 утра.

    Продолжаем движение по долине Коксай, переходим ручей, возле которого ночевали, подходим к следующему потоку, поворачиваем на запад и вдоль него начинаем подъем в сторону нашего перевала. За два перехода по осыпным склонам оказываемся у снежника под перевальным взлетом. Еще 30 минут и мы на широкой седловине. Съедаем положенную шоколадку за первый в сезоне перевал и начинаем спуск. Погода великолепная, светит солнце.

    В отчете десятилетней давности группа сходила с перевала по довольно неприятной осыпи, в нашем же варианте был снег. Не очень много, но достаточно для хорошего и быстрого движения вниз. За полтора перехода спускаемся к реке Атджайло. Отдыхаем, обедаем сухпайком, так как вода в реке (особенно в послеобеденное время, когда поток, смывающий грунт, увеличивается) не пригодна для питья. 

     

    7

    Фото 2: Перевал Боковой с запада. Фото с места обеда у р. Атджайло.

     

    8

    Фото 3: л. Атджайло-2 с места обеда

     

    Погода, радовавшая нас еще час назад, начинает портиться, накрапывает дождь. Решив, что ждать, пока развиднеется, нет смысла, в 14.30 выдвигаемся наверх. Река Атджайло резко забирает на запад, мы же идем строго на юг. Входим в карман морены ледника Атджайло-2, который остается справа по ходу, придерживаясь пересохшего русла ручья. С мелкой осыпи переходим на среднюю, подъем набирает крутизну. Начинается настоящий дождь. Останавливаемся у небольшой лужицы с чистой водой, тут в понижении затишье, нет порывистого ветра,  возле лужицы место, которое можно приложив некоторые усилия, приспособить под две палатки. Опасаясь, что до самого выполаживания ледника стоянок с водой не будет, остаемся здесь на ночевку, хотя с места обеда прошли немногим больше часа. Ужинаем в палатках, на улице сыро и моросит дождь.

     

    11 июля – день 3 

    Ночью спалось замечательно. Убеждаемся, что правильно сделали, что поставили лагерь в понижении, двумя метрами выше сильный порывистый ветер вряд ли дал бы нам выспаться. Подъем дежурных в 7.00. Выходить не торопимся – взять перевал сегодня никак не получится – стартовать на него нужно из-под самой стены перевального взлета и с самого раннего утра. Так что задача на сегодня – подойти под стену.

    Выход в 10 часов. Продолжаем движение по карману правобережной морены. За один переход поднимаемся по довольно крутому склону на площадку (места под палатки есть, но воды нет, однако при необходимости можно подобраться к леднику – до него недалеко), отсюда открывается великолепный вид вниз на долину Атджайло, с ее красно-зелеными скалами и наверх на ледник, перевал и вершину 30 лет Победы, пики Симановича, Белецкого и Шахтер. Фотографируемся, набрасываем приблизительный пунктир восхождения на наш следующий перевал. Поднимаемся выше и через 40 минут доходим до выполаживания. Тут течет хороший чистый ручей, есть места для ночевок, слева по ходу движения остается крутые склоны перевала Туманный 1-ый (2Б). 

     

    9

    Фото 4: Просмотр дальнейшего пути с морены л. Атджайло-2

     

    10

    Фото 5: п. Грот с ледника Атджайло-2 

     

    11

    Фото 6: Вид на л. Атджайло-2 (в. 30 лет Победы, п. Симановича, Белецкого, Шахтер)

     

    Следуем вдоль ручья минут 10 и решаем уйти на ледник. Но, как часто бывает, захотели найти короткий путь – потратили времени больше, чем на длинный. Петляли между трещинами, а солнце было в зените, поэтому камни на леднике уже вытаили и «ходили» под ногами. Промучившись так часа с пол, возвращаемся в карман правобережной морены и движемся, пока он не заканчивается почти под перевалом СК Янтарь. Тогда резко забираем в право по ходу и по совсем размокшему снегу пересекаем ледник до первых моренных выносов. По-хорошему нужно становиться лагерем под самым перевальным взлетом, но очень не хочется ночевать на снегу (еще успеем померзнуть). 

     

    13

    Фото 7: Подъем по л. Атджайло-2

     

    14

     

    Фото 8: Путь подъема по л. Атджайло-2

     

    Выбираем более или менее подходящее местечко на ближайшей к перевалу морене и становимся там. Время 14.30. Полудневка. Делаем разведку к перевалами Белецкого и СК Янтарь (которые мы заявляли в основной нитке маршрута), просматриваем путь подъема-спуска. Белецкого совсем не радует – путь подъема неоднозначный, под перевальной седловиной карниз внушительных размеров, сильно изрезанный ледник, периодически что-то трескается, отваливается, а после дождя еще и начинают сходить лавинки. Ставим под вопрос взятие этого перевала. Вечером и часть ночи идет сильный снего-дождь.

     

    15

    Фото 9: Перевалы Белецкого и 30 лет Победы с севера

     

    12 июля – день 4           

     

    Перевал 30 лет Победы

    Категория трудности: 3А


    Высота:5026 м
(по Ляпину)

    Характер:снежно-ледовый

    Ориентация: север-юг


    Расположен в Заалайском хребтемежду пиками Симановича (5798) на западе и 30 лет Победы (5298) на востоке. Соединяет ледники Атджайло-2 и Уйсу

    С перевала снята записка группы туристов из Краснярска и Новосибирска (5 к.с., 6 человек, рук. Павлюц С.С.) от 12.08.2013

    Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки основные (3х50), подъемные и спусковые устройства, ледобуры, ледобуры-самосбросы

     

    Подъем ранний: дежурные 4.30, остальные в 5.00. Небо прояснилось, видны звезды. Выход в 7 часов. Сразу на стоянке надеваем обвязки и кошки. За 30 минут подходим под стену Заалайского хребта, отдыхаем, связываемся.

    Перевальная седловина «обозначена» скальным жандармом, который хорошо виден с середины ледника Атджайло-2. Под самой стеной его уже не различить, однако к этому моменту мы наметили вектор движения. Опорные ориентиры нужно обязательно  зараВ 7.45 начинаем набор высоты, снег после холодной ночи держит хорошо, но идем медленно, сказываются тяжелые рюкзаки. Крутизна склона увеличивается. Через 1.40 ЧХВ от начала подъема оказываемся у зоны разломов. Провешиваем 3 веревки по 50 метров (склон 50). Широкую трещину прорезающую склон аккуратно без рюкзаков проходим по снежному мосту, рюкзаки перетаскиваем веревкой отдельно. Температура воздуха ощутимо повышается, снег превращается в кашу,   затрудняя движение. С соседних склонов сходят лавинки, особенно часто в  стороне пер. Белецкого. Поторапливаемся, замечаем метрах в ста от нас надежную стенку серака, под которым более-менее плоское и безопасное место для отдыха и перекуса (если пойдет лавина, то проскочит с «крыши» серака  над нами). Движемся в направлении места будущего обеда, а сверху, как будто услышав наши разговоры, действительно съезжает лавина мокрого снега. Теперь уже вдоль нее поднимаемся под серак, где и останавливаемся, топим снег на чай и отдыхаем. Разведываем обстановку, так как дальнейший путь не просматривается. 

     

    16

    Фото 10: Перевальный взлет пер. 30 лет Победы с севера

     

    17

    Фото 11: Под перевальным взлетом на л. Атджайло-2

     

    18

    Фото 12: Под перевальным взлетом 30 лет Победы

     

    19

    Фото 13: Подъем на пер. 30 лет Победы с севера

     

    20

    Фото 14: Подъем на пер. 30 лет Победы с севера

     

    21

    Фото 15: Лавина, сошедшая перед первой связкой

     

    Возобновляем движение в 15.10. Обходим серак справа по ходу, переступаем множество закрытых трещин, попеременная страховка через ледоруб. Еще несколько раз за ближайший час разведываем путь движения, понимаем, что придется забирать восточнее перевала, так как непосредственно под седловиной множество разломов. Склон довольно крутой, но в своем большинстве снег высокий и мягкий. Местами встречаются участки натечного льда, тогда приходится провешивать перила. Опасаясь схода очередной лавины, постоянно наблюдаем за состоянием ледника и снежного покрова.

    К семи часам выходим под стенку серака. Тут единственное в округе безопасное и подходящее место для стоянки, поэтому выбирать не приходится, окапываемся здесь.

    22

    Фото 16: Место ночевки у серака на л. Атджайло-2

     

    За день сделали меньше запланированного (ночевка на 4995 м), сказывается вес рюкзаков, постоянные просмотры и разведки дальнейшего пути, а также напряжение из-за лавинной опасности.  До перевальной седловины  меньше 100 метров по высоте, но над нашим сераком лабиринт из трещин, «распутывать» который нам предстоит на следующий день.

     

    13 июля – день 5 

    Просыпаемся рано. Погода хорошая. Передовая группа выходит на разведку, остальные остаются готовить завтрак. Минут через 40 ребята возвращаются с хорошими новостями – путь в разломах найден! Поэтому с энтузиазмом кушаем, собираем палатки и в 8.10 в связках выдвигаемся наверх. Обходим серак слева по ходу движения, через 20 минут оказываемся у довольно надежного в это время суток подмороженного моста через большой бергшрунд.  Отсюда начинаем провешивать перила. Проходим мост, склон становится круче (55-60) Первый идет без рюкзака, вкручивает промежуточные ледобуры, останавливается у следующего бергшрунда. Мы постоянно забираем в лево, уходим восточнее седловины, но убеждаемся, что выходить прямо к перевалу гораздо сложнее и опаснее, плюс ко всему нам открывается вид на берг, подрезающий склон под самым перевалом. Берг широкий и простых вариантов преодоления его мы не наблюдаем.

     

    23

    Фото 17: Прохождение первой (за 13 июля) перильной веревки

     

    24

    Фото 18: Врхняя ступень л. Атджайло-2 (снято с места второй перестежки)

     

    Огибая несколько разломов, провешиваем еще одну 50ку на ледобурах строго вверх, передовик снова идет налегке. За час, который мы проводим на веревках, погода резко меняется. На солнце, так ярко светившее утром, наползают облака со стороны Таджикистана. К моменту, когда замыкающий участник группы приходит на перестежку 3 и 4 веревки, видимость падает до нескольких метров. Ждем. Поднимается сильный ветер, поземка забивается в капюшон и под маску. Становится очень холодно. Через 20 минут, когда ситуация не меняется, решаем выпустить человека на длину двух веревок в поисках пригодного для стоянки места. Так как сами мы находимся на самостраховках на крутом склоне. Поставить хотя бы одну палатку, чтобы переждать пургу, здесь невозможно. Разведчик выдвигается в сторону хребта, который он успел заметить до начала непогоды.

    Поиски дали положительный результат - через полчаса вся группа собралась на маленькой площадочке тремя метрами ниже гребня. Время 11.50. Просветов вообще нигде не видно, видимость не прибавляется. Начинаем активно работать лопатами, расчищаем места под палатки, строим стенки от ветра, присыпаем пологи палаток снегом, так как ветер задувает поземку во все щели. Вынужденная полудневка. Сегодня поработали от силы 2 часа ЧХВ. 

     

    25

    Фото 19: пер. 30 лет Победы с пер. СК Янтарь

     

    26

    Фото 20: Утро после пурги (снег с палатки сбивали несколько раз за ночь)

     

    Пурга не стихает до самой ночи. Температура низкая, ветер выдувает все тепло. Готовим в палатке, но толку мало. Даже не смотря на то, что варим в скороварке, каша получается какой-то сырой. Зато накипятили чая. На навигаторе высота нашей ночевки 5165 метров (почти на 150 метров выше перевала).

     

    14 июля – день 6           

    Утро начинается со сбивания снега с палаток и попыток оторвать ото льда примерзшую скороварку. Для этого приходится натопить снег в кастрюльке и облить скороварку кипятком. Подъем в 5 утра, но собираемся крайне медленно. Выбиваем ледорубы, на которых растянуты палатки, из снега, отдираем дно от снега.

    Ждем, пока взойдет солнце. Погода хорошая, видимость замечательная. Выбегаем на гребень и видим почти ровный и плавный спуск по хребту на перевальную седловину. Выход в 9 утра. В 9.25 группа уже на перевале. Жандарм, стоящий на седловине, обходим с южной стороны, чтобы добраться к туру. Сняли записку, где указано, что это перевал Белецкого (3А). Я читала отчет москвичей от 2013 года (руководитель Наседкин С.В.), там тоже перевалы Белецкого и 30 лет Победы были поменяны местами. Однако по схеме Ляпина (перевал №18) и в большинстве отчетов этот перевал обозначен именно как «30 лет Победы». 

     

    27

    Фото 21: Записка с пер. 30 лет Победы

     

    28

    Фото 22: Путь по гребню до перевала

     

    29

    Фото 23: Группа на перевале 30 лет Победы

     

    30

    Фото 24: Седловина перевала 30 лет Победы

     

    31

    Фото 25: Группа на перевале 30 лет Победы в сторону д.р. Атджайло

     

    Спуск начинаем в 10.15 по леднику, забирая влево. За 15 минут сбрасываемся до каменного островка, еще 10 минут идем вдоль него до начала маренного выноса. Тут снимаем кошки и по средней и мелкой осыпи доходим до пологой открытой части ледника. Тут снова обуваемся в кошки и полчаса идем до момента, когда ледник резко обрывается. Здесь несколько вариантов развития событий: вернуться чуть выше по леднику и спуститься по более ли менее пологому склону в левый карман, но сейчас там сильный ручей и пройти по карману затруднительно. Второй вариант – с ледника выйти в правый карман, однако этот участок очень камнеопасен, сверху постоянно сыпятся камни, плюс ко всему под небольшим моренным слоем находится лед. Третий вариант – сброситься прямо с языка ледника вниз. Выбираем третий вариант, как самый безопасный.

    Бросаем 30 метров веревки и по отрицательной стеночке дюльферяем вниз (8-10 метров). Тут же, на морене, обедаем. В потоке вода коричневого цвета, поэтому набираем воду в струйках, стекающих с ледника. 

     

    32

    Фото 26: Вид с пер. 30 лет Победы на юг

     

    33

    Фото 27: Спуск с пер. 30 лет Победы

     

    34

    Фото 28: Траектория спуска с пер. 30 лет Победы

    35

    Фото 29: Спуск с пер. 30 лет Победы

     

    36

    Фото 30: Спуск с пер. 30 лет Победы. Выход с ледника на морену

     

    37

    Фото 31: Спуск с пер. 30 лет Победы. Выход с ледника на морену

     

    После обеда остается небольшой и несложный участок – выходим на галечное дно долины и продолжаем движение вдоль реки. Единственное, нужно постоянно следить за обоими бортами долины, так как с них постоянно сыпятся камни разного размера, и некоторые их них долетают аж до реки. Так что идем очень быстро. За один переход сбегаем до большого моренного вала, который преграждает долину. На нем ищем озеро, которое описывалось в отчете Таракановской. На этом озере и становимся на ночевку. Время 17.15. 1,5 часа ЧХВ от места обеда.

     

    38

    Фото 32: Место ночевки на озере. Морена ледника Уйсу.

     

    15 июля – день 7

    Подъем дежурных в 6.00. Завтрак. Половина группы отказывается от еды, но общее состояние хорошее. Сегодня нам нужно пересечь ледник Уйсу. Спускаемся от озера на нашей морене на дно долины в левый карман л. Уйсу – это ровное галечное поле, по которому сбегает ручей. Слева по ходу движения стоит довольно крутая стена ледника, полностью покрытая моренными выносами – подъем тут затруднителен. Поэтому проходим выше, где, напротив долины, ведущей к в. Красноярский Рабочий и перевалам С. и Юж. Уйсу, есть понижение в стене. Сворачиваем и попадаем в коридор. Начинаем плавно набирать высоту. 

     

    38

    Фото 33: Левый карман морены л. Уйсу

     

    Морена преимущественно слежавшаяся, однако время от времени выходим на «живую» осыпь. Начинаем распутывать ледник, пересекая его в направлении вершины 5861 м. Часто натыкаемся на ледниковые озера, делаем разведки. Где-то на середине ледника (2 часа ЧХВ от места ночевки) выходим на берег большого грязного озера, над которым возвышается 60 метровая стена льда – разлом л. Уйсу. Забираем западнее, ищем путь обхода – удается. Еще через 40 минут путь перерезает ледниковая река – гремящий поток серой жижи неимоверной силы. Отпустив пару шуток про так-себе водный маршрут, находим место, где река с шумом уходит под ледник, и проходим дальше.

    Через 1 переход снова спуск к реке. Снова ищем место перехода. Поток менее сильный, чем предыдущий и в месте разлива на несколько рукавов перебираемся на другой берег. Надеваем кошки. Ледник, покрытый моренными отложениями, закончился. Лед чистый, а по мере движения на леднике все выше и выше становятся кальгаспоры – белые столбики превращаются в ледяные зАмки. Находить дорогу среди них становится затруднительно. Поэтому решаем выходить на правобережную морену под вершиной 5815. Для этого приходится преодолеть крутой ледовый склон (12-15 метров высотой). Снимаем кошки и следуем по средне осыпной морене в сторону перевалов Сев. и Юж. Уйсу (около получаса).

     

    39

    Фото 34: Ледниковое озеро на л.Уйсу

     

    40

    Фото 35: Район перевалов Уйсу с ледника

     

    41

    Фото 36: Ледниковая река на л. Уйсу

     

    42

    Фото 37: Группа на л.Уйсу

     

    43

    Фото 38: Преодоление ледовой стенки на Уйсу

     

    44

    Фото 39: л. Уйсу. Вид с его правого борта

     

                В 14.00 останавливаемся на обед в месте, размытом ручьями. Через 15 минут начинается непогода: дождь, порывистый ветер. Кое-как устанавливаем тент, готовим, обед. Погода не меняется. Ждем – выходить на лед в таких условиях не очень хочется. Дождь сменяется снегом, температура падает, видимости нет. Решаем ставить палатки. За час вся морена покрывается толстым слоем снега. В очередной раз погода определяет, что нам нужна полудневка.

     

    16 июля – день 8

                Ранний подъем снова отложила погода – точнее непогода. Проснувшись в 5 утра, мы не увидели ничего, кроме заметенной снегом соседней палатки. Пурга продолжается, видимость менее 50 метров, ближайшие скалы тонут в плотном облаке. Спим до 6.30. Повторная проверка показала, что появились разрывы на небе, а соответственно есть надежда на улучшение ситуации. Завтракаем и в 9 часов выходим.

               Двигаемся по правобережной морене вдоль сАмого ледника, проходим лес высоких кальгаспор и выбираемся непосредственно на плоское основное тело ледника, ведущего к перевалам Уйсу (время 10.15). Кальгаспоры уменьшаются в размерах, а потом исчезают вовсе. Идем правой, более ровной частью ледника. Набор высоты небольшой, но Уйсу тянется далеко. Плюс ко всему появляется сильный ветер. Он дует прямо в лицо. Отчего и без того нудный подъем становится очень изматывающим.

     

    45

    Фото 40: Утро на морене у л. Уйсу

     

    46

    Фото 41: Среди кальгаспор на л. Уйсу

     

    47

    Фото 42: л.Уйсу

     

    49

    Фото 43: л.Уйсу

     

    50

    Фото 44: Ледник №47 и п. Корженевского с л.Уйсу

     

    51

    Фото 45: Подъем по л.Уйсу

     

    52

    Фото 46: Подъем по л.Уйсу

     

    Оставляем вершину 5861 м. с ее скальными громадами справа по ходу движения. Открывается вид на вершину 5782. Западнее нее перевал Уйсу Северный, восточнее – Уйсу Южный.

    С этого момента следует быть особо осторожным: открытый ледник переходит в закрытый, который скрывает большое количество трещин. Связываемся. Курс движения на ледопад под пер. Уйсу Северный приходится изменить несколько раз. Сначала берем вправо ПХД, где частично трещины еще открыты. Однако разломы тут становятся все шире. Разведка прохода между разломами не нашла, поэтому пришлось повернуть в сторону пер. Уйсу Южный в надежде найти наиболее безопасный путь к Уйсу Северному.

    Пройдя один переход, понимаем, что дневной раскисший снег и закрытые трещины вкупе с сильным ветром – не самая приятная компания. Решаем остановиться под в. 5782 м. и пройти ледник завтра по твердому насту и крепким мостам. «Грязного» ходового времени сегодня – 7 часов. Укрепляем палатки, окапываемся, готовим обедоужин и спать – завтра долгий день. Ночевка на 5140.

     

    53

    Фото 47: Ночевка на л. Уйсу. Сзади путь подъема на пер. Уйсу Северный

     

    17 июля – день 9 

     

    Перевал Уйсу Северный

    Категория трудности: 2Б


    Высота:5589 м
(по Ляпину)

    Характер:снежно-ледовый

    Ориентация: север-юг


    Расположен в северном отроге Заалайского хребтасевернее п. Трапеция (6048). Соединяет ледники Уйсу и Октябрьский

    С перевала снята записка – записка не обнаружена

    Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки основные (3х50), подъемные устройства

     

    Подъем дежурных в 4.30. Готовим в палатке. Снаружи жуткий холод. Небо затянуто облаками, сильный ветер не дает покоя. Собираемся медленно. Выход в 7.30 в связках. На небе просветы, мороз хорошенько прихватил ледник, поэтому двигаться легко, никаких вчерашних провалов в трещины.

     

    54

    Фото 48: Путь подъема на пер. Уйсу Северный. Траверс в. 5782

     

    Траверсируем склон вершины 5782 на северо-запад, оставляем ледопад с пер. Уйсу Сев. справа ПХД, выходим на выполаживание (2 ЧХВ). Облака оседают на ледник, видимость ухудшается, но это не затрудняет движение. За два перехода оказывается под перевальным взлетом – снежным склоном крутизной 20, подрезанным в верхней части бергшрундом. Связываемся. Через берг провешиваем 3 метра перил.

    На перевале в 13.10. Седловина широкая снежная. Тур не нашли. Даже намека на него не было. На седловине видимость минимальная – тяжело просматривается спуск. Ждем, пока развиднеется. Пока лепим из снега тур, оставляем в баночке от витаминов свою записку.

     

    55

    Фото 49: Пер. Уйсу Северный с севера

     

    Спуск начинаем по крутому склону до 40. Встречаются закрытые трещины, поэтому провешиваем две веревки по 50 метров. Склон становится положе, продолжаем движение в связках. За 1,5 часа сбрасываемся до ледника, стекающего с Уйсу Южного. В 14.50 делаем паузу на быстрый перекус и возобновляем спуск, придерживаясь правого края.

     

    56

    Фото 50: Вид с перевала Уйсу Северный на юг на л.Октябрьский

     

    57

    Фото 51: Спуск с пер. Уйсу Северный

     

    К 17.30 выходим на ледник Октябрьский. Ветер выдувает все тепло. Лавируя между разломами, ищем место для ночевки. Решаем разбить лагерь в среднем течении ледника. Место расчищено, рюкзаки разобраны, ставим палатки. Внутренняя палатка стоит, тент от палатки лежит рядом. Сильный порыв ветра подталкивает незакрепленный свернутый тент от палатки, тот набирает скорость, скользя по снегу, и улетает вниз метров на 50, останавливается, мы выдыхаем. Очередной порыв ветра и тент соскальзывает в здоровенную трещину. Таким образом одна из палаток остается «голой» на высоте более 4500 метров, а впереди по плану ледники Большая Саукдара и Дзержинского. Эмоции в сторону – собираем совет. Итак, направо у нас громадное оледенение, из которого самый простой выход – через вершину Раздельная (6100м), о пике Ленина вопрос снялся автоматически. Прямо – день хода вниз с ледника Октябрьский до Памирского тракта и окончание похода. Налево – изменение маршрута: переход через перевал Уйсу Южный, перевал Седло (3 А, по которому вообще не смогла найти материалов в глобальной сети, только название на карте Лапина) и выход к заставе Бордоба еще через одну тройку А – перевал СК Янтарь.

    Долго думали-решали, завернув палатку в отрез тентовой ткани, и сошлись на последнем варианте. Заканчивать поход не хотелось, а идти туда, откуда до ближайшей цивилизации 3-4 дня ходу, было опасно – вдруг непогода?  А у нас 1,5 палатки на шестерых. В общем следуем настоятельным рекомендациям Республиканской ММК о том, что безопасность превыше всего. С этими мыслями и расходимся спать.

     

    58

    Фото 52: Пострадавшая палатка, обернутая в тент

     

     

    18 июля – день 10 

     

    Перевал Уйсу Южный

    Категория трудности: 2А


    Высота:5551 м
(по Ляпину)

    Характер:снежно-ледовый

    Ориентация: север-юг


    Расположен в северном отроге Заалайского хребтасевернее п. Трапеция. Соединяет ледники Уйсу и Октябрьский

    С перевала снята записка группы туристов из Москвы (5 к.с., 8 человек, рук. Таракановская М.) от 05.08.2008

    Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки основные (по количеству связок)

     

    Решение принято с вечера – выдвигаемся в сторону пер. Уйсу Южный, проходим уже знакомую нам нижнюю часть ледника с перевалов Уйсу. Не доходя до скального хребта, спускающегося с вершины 5782, забираем вправо по ходу. Крутизна склона невелика – 15-20, придерживаемся орографически правого борта ледника. Заобедали на леднике у скал, укрывшись от ветра. Через 50 минут продолжаем движение. Перед выходом на седловину, перемещаемся на центральное течение ледника и выбираемся, усиленно противостоя  сдувающему ветру, на перевал.

     

    60

    Фото 53: Вид с места ночевки на леднике Октябрьский на перевалы Уйсу

     

    Седловина широкая скально-осыпная. Спрятаться от ветра негде. Ветер такой силы, что невозможно разговаривать. Быстро делаем снимки великолепный вид мощных ледников пика Трапеция, фотографируемся в сторону л. Уйсу. Находим тур не в скалках, как нам показалось логичным, а на сыпухе. Снимаем записку группы Таракановской из Москвы. Пишем свою и максимально быстро переваливаем на спуск. В верхней части ледника – берг, который преодолеваем с попеременной страховкой, найдя самое узкое место.

     

    61

    Фото 54: Записка, снятая с перевала Уйсу Южный

     

    62

    Фото 55: Путь подъема на пер. Уйсу Южный. Фото с седловины на юг.

     

    63

    Фото 56: На перевальной седловине на фоне п. Трапеция

     

    Спускаемся по правому борту ледовой долины, траверсируя склон. Встречается большое количество трещин. Некоторые из них приходится переползать по-пластунски, так как к полудню снег перестал держать. Выходим на выполаживание у начала подъема на пер. Седло. Тут ледник надежен, трещин нет. Останавливаемся на ночевку в 17.30. Вечером просматриваем путь подъема на завтрашний перевал.

     

    19 июля – день 11

     

    Перевал Седло

    Категория трудности: 3А


    Высота:5526 м
(по Ляпину)

    Характер:снежно-ледовый

    Ориентация: запад-восток

    Расположен в северном отроге Заалайского хребтасевернее п. Трапеция. Соединяет ледники Уйсу и безымянный ледник на востоке

    С перевала снята записка – записка не обнаружена

    Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки основные (3х50), подъемные устройства, ледобуры

     

    64

     

      

    Подъем дежурных в 5.30. Выход в 7.30. Намеченный вчера маршрут захода на перевал подтверждается. По центру, чуть ниже перевальной седловины, за ночь сошло несколько небольших лавин. Путь прямо на седловину короче, но придется петлять между разломами с риском схода лавин. Плюс крутизна склона (левее по ходу движения) кажется меньше.

    В связках выдвигаемся по пологому ледовому полю к месту начала подъема (50 минут ЧХВ) – у скал, выбивающихся из-под ледника. Траверсируем склон с северо-востока на юго-запад с набором высоты. Склон крутой (в среднем 40), но снег достаточно глубокий, поэтому необходимости провешивать веревки до середины перевального взлета нет. В верхней части взлета крутизна доходит до 45-50, первый участник выходит с нижней страховкой, прокладывает маршрут. Крепление перил на ледобурах]. Таким образом по веревке (всего 100 метров) выбираемся на скалах на гребне. Однако при отсутствии хорошего снега без перил не обойтись уже с самого низа перевального взлета.

     

    65

    Фото 57: Путь подъема на пер. Седло

     

    66

    Фото 58: Подъем на пер. Седло по леднику Уйсу

     

    Итак, через два с половиной часа после начала подъема мы на каменистом гребне восточнее и выше седловины. По простым разрушенным скалам спускаемся на перевал.  Тура не обнаруживаем. Находим только пустые металлические таблички, которые, по-видимому, лежат тут очень давно. Больше следов пребывания людей мы не находим. Съедаем перевальную шоколадку. Время 11.20. 

     

    67

    Фото 59: Строим тур на пер. Седло. На заднем плане пер. Уйсу Южный

     

    68

    Фото 60: Обед на леднике после пер. Седло

     

    Спуск проходит по леднику, названия которого мы не смогли найти ни в одном источнике (как и описания самого перевала). Ледник довольно пологий и в верхней части не вызывает сложности. Сбегаем на выполаживание перед началом зоны трещин. Останавливаемся на обед у большого камня у слияния двух рукавов ледника (2 часа ЧХВ от седловины). В 14 часов погода ощутимо портится.

    Кушаем оперативно и продолжаем спуск, обходя разломы слева по ходу движения. В месте, где с вершины 5541 стекает ручей, сходим в карман морены. Тут же находим и более ли менее подходящее место для ночевки, выравниваем и через 15 минут разбиваем лагерь. Большой плюс, что рядом ручей, не надо снова топить снег. Как только поставили палатки, началась метель. На леднике ветер сумасшедший, а у нас затишок.

     

    20 июля – день 12

    Утро выдалось морозным. Хорошо, что предусмотрительно с вечера набрали воды в ручье. Выход в 8 часов. Начинаем движение в кармане вдоль ледника. Периодически приходится выходить на тело ледника, чтобы обойти прижимы. Продвигаемся медленно, но к 11 утра выходим к языку ледника у р. Уйсу. Реку перебродить получается, но на поиски удобного места для брода уходит довольно много времени. Бродим «стенкой». Течение сильное и очень хорошо, что мы были у реки до обеда, когда уровень воды еще далек от максимума. В противном случае, возможно, пришлось бы ночевать на правом берегу.

     

    69

    Фото 61: д.р. Уйсу

     

    70

    Фото 62: д.р. Уйсу

     

    Долина реки очень широкая и плоская. В верховьях открывается вид на л. Уйсу. Отсюда он кажется совершенно зеленого цвета. Из русла реки, которое намного шире самого потока, выбираемся на поле, покрытое скудной растительностью. Здесь разбросано множество железяк, элементов какого-то транспорта. Здесь же видны следы машин. Вообще это единственное место за все дни нашего пути, которое сохранило признаки присутствия человека.

    Пересекаем долину реки Уйсу с  юго-запада на северо-восток. Вход в висячую долину пер. СК Янтарь находится чуть ниже (восточнее) выхода из долины пер. Седло. Всю дорогу нас сопровождает сильный ветер. Поэтому пытаемся спрятаться от него у скал, повернув в довольно узкое ущелье пер. СК Янтарь.

    Тут, прижавшись к камням западных склонов долины, обедаем. Высота 4380. Время 12.45. Через час продолжаем движение. Идем по орографически правому берегу реки, пока не начинаются прижимы. Пару раз прыгаем на левый берег. Через 40 минут ЧХВ переходим на него окончательно. Пресечение реки сложности не вызывает – везде можно найти переход по камням.

     

    71

    Фото 63: Вход в долину, ведущую к пер. СК Янтарь

     

    Левым берегом набор высоты проходит более активно. За два перехода оказываемся у языка ледника, из-под которого вытекает ручей коричневого цвета. Выходить на ледник удобнее с его орографически правого края, поэтому снова переходим реку. 

     

    72

    Фото 64: Язык ледника, стекающего с пер. СК Янтарь

     

    По описанию группы Таракановской от 2008 года на высоте 4600 у левого борта ледника есть моренная полка (1,5 перехода по леднику), где можно разбить лагерь. Разведка на ближайший высокий бугор следов этой полки не выявила. Рисковать не хотелось – с перевала все время дует сильный холодный ветер. Ночевать на открытом леднике без возможности спрятаться от ветра – идея плохая. Со стороны Кыргызстана наползают облака. Ищем укромное место на морене под ледником. Успешно. Еще и лужица с чистой водой рядом. Ставим палатки в 16.50. Весь вечер снова идет снего-дождь. Высота ночевки 4530.

     

    21 июля – день 13

    Дневка.

    Осознавая, что нам предстоит серьезная работа на спуске с перевала,  будильник ставим на 4.30. Утро очень холодное. Наша лужица полностью замерзла. Лед приходится разбивать камнем, чтобы кружкой нацедить воду. Завтракаем в 5.45. собираем палатки. На тентах порядочный слой снега. Ребята в пострадавшей палатке жаловались, что «ночью сильно поддувало». Пока возимся со сборами рюкзаков, поглядываем на перевал. Оттуда снова ползут облака.

    7.15 мы готовы к выходу. Видимость – метров 30. Облака принесли снег и начинают его активно на нас сбрасывать. Решаем снова разложить палатки и попробовать переждать. В 9.30 картина та же с претензией на ухудшение. Выходить позже 10 утра на тройку А небезопасно. Расстилаем спальники и набираемся сил для завтрашнего рывка. Снег продолжает идти. Вынужденная дневка.

     

    22 июля – день 14

     

    Перевал СК Янтарь

    Категория трудности: 3А


    Высота:5126 м
(по Ляпину)

    Характер:снежно-ледовый

    Ориентация: юго-восток – северо-запад

    Расположен в Заалайском хребтемежду пиками 5366 на юго-западе и Коксай (5356) на северо-востоке. Ведет на ледник Атджайло-2

    С перевала снята записка – записка не найдена

    Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, системы, веревки основные (3х50), подъемные и спусковые устройства, ледобуры, ледобуры-самосбросы

     

    Утром работаем по вчерашней схеме с той разницей, что на небе ни облачка. Радуемся разумному решению дождаться погоды. Через 15 минут хода по морене, забираемся на ледник. Выход на язык в его орографически правой части пологий. Движение осуществляем в кошках, не связываясь, так как трещин нет и ледник открытый. Идем вверх, медленно выходя на его среднее течение. Подъем затяжной и утомительный. Ледник постепенно поворачивает влево ПХД, мы сворачиваем за ним, ориентируясь на самое низкое место в хребте. Через 3,5 часа движения по некрутому склону все-таки выбираемся на перевал.

     

    73

    Фото 65: Подъем на пер. СК Янтарь

     

    Перевальная седловина – очень широкое снежное поле. На его западной оконечности видны выходы скал – там должен быть тур. Тур действительно есть – среди разрозненных камней находим разбитую баночку от витамин со сроком годности до января 2009 года. Записки внутри нет. Пишем свою записку, оставляем в заново сложенном туре новую баночку.

     

    74

    Фото 66: Место расположения тура на пер. СК Янтарь

     

    75

    Фото 67: У тура на пер. СК Янтарь

     

    76

    Фото 68: На пер. СК Янтарь.

     

    77

    Фото 69: На пер. СК Янтарь. Наша записка. То, что нашли в туре. 

     

    78

    Фото 70: Группа на пер. СК Янтарь

     

    В 11.30 начинаем спуск – для этого по седловине проходим на восток к максимально пологой части, так как непосредственно вниз спуск очень крутой и проходит по лавиноопасному кулуару. 15 минут по глубокому снегу идем в связках. Доходим до перегиба. Тут крутизна склона заметно увеличивается до 40, местами 50, начинаются трещины. Останавливаемся и провешиваем перила. Крепление на ледобурах. Используем «самосброс».Всего до обеда провесили 10 веревок по 50 метров. Две последние замыкающий проходит с нижней страховкой. К 14 часам снег превратился в кашу, что усложняет движение. Ориентиром служит островок камней, четко визуализирующийся на абсолютно белом склоне. На этом островке обед-перекус. Отдохнув 30 минут, продолжаем спуск – оставляем место обеда слева ПХД, провешиваем 150 метров перил до начала разломов. Последние 50 метров усложняет широкая и очень глубокая трещина под снегом – ее приходится преодолевать по-пластунски, периодически меняя траекторию движения.

     

    79

    Фото 71: Траектория спуска с пер. СК Янтарь 

     

    80

    Фото 72: На перестежке при спуске с пер. СК Янтарь

     

    По итогу оказываемся в месте, где находится единственный мост через разломы справа по ходу. Для преодоления этого участка провешиваем еще 2 веревки горизонтальных перил. Дальше ледник открытый и, начиная с 30, внизу выполаживается до 10. Этот отрезок идем в связках. К 18.00 доходим до знакомого нам места на моренном выносе на л. Атджайло-2 . Эти стоянки мы сами выкладывали перед пер. 30 лет Победы. Уставшие, но довольные готовим кисель с видом на наш долгий спуск: стену высотой 900 метров, на которой мы провесили 750 метров перильной веревки.

     

    81

    Фото 73: Спуск с пер. СК Янтарь

     

    82

    Фото 74: Спуск с пер. СК Янтарь. Нижние перила

     

    83

    Фото 75: Спуск с пер. СК Янтарь

     

    84

    Фото 76: Спуск с пер. СК Янтарь

     

    23 июля – день 15

    Последний на этом нашем маршруте перевал пройден. Можно немного расслабиться, поэтому подъем запланирован общий и поздний - на 8.00. Выходим в 10 утра в сторону кармана правобережной морены ледника Атджайло-2. Два часа идем по пологому леднику, пока не подходим к нагромождению крупной осыпи. Скатываемся в коридор между ледником и осыпью. Идти тут не очень удобно, постоянно приходится перелезать через камни, искать более ли менее удобные места для прохода. Копаемся в этом коридоре около часа, пока наконец-то не выходим к языку ледника на открытую поляну с речушкой, вытекающей из-под ледника. Речушку перебродить не получается, поэтому жмемся на прижимах ее правого берега. Переходим небольшой моренный вал и оказываемся чуть ниже слияния рек Атджайло и Атджайло-2. Здесь мы бродим реку на левый берег. Очень холодная вода, поток довольно высокий. Идем «стенкой».

     

    85

    Фото 77: Место брода  р. Атджайло

     

    86

    Фото 78: Брод  р. Атджайло

     

    После брода идем по прижиму вдоль реки. Через 10-15 минут уходим с берега на травяные террасы. Следуем по ним 1,40 ч. ЧХВ. Правым берегом идти не вариант из-за постоянных прижимов реки. Однако в итоге нам нужно попасть именно на правый берег. Показывается Памирский тракт. Начинаем искать место брода. 

     

    87

    Фото 79: Место брода  р. Атджайло

     

    Поток гремит очень грозно. Даже в местах, где река разливается на три русла, вода с гулом переворачивает камни. Пока обедаем размышляем, что все же делать дальше. Время 15.15 – сегодня можно еще дойти до заставы Бордоба. Но раз река не пускает, ночуем на левом берегу. Кстати, вода тут либо серого цвета (в реке), либо красно-коричневого (в ручьях). Она не отстаивается, ибо песчинки очень малы, но и на зубах не скрипит, поэтому готовим на красной ручейной воде.

     

    90

    Фото 80: Ночевка у слияния рек Атджайло и Кызыларт

     

    24 июля – день 16

    Утром уровень воды заметно спадает. Судя по камням на берегу, сантиметров на 40. И то  переходить было не так уж легко. В послеобеденное время бродить тут р. Атджайло просто опасно. Через 10 минут бродим еще одну реку – Кызыларт. Тут уж обходится без особых усилий.

    Дальнейший путь проходит по дороге. Прямиком до погранзаставы Бордобо, где нас к двум часам ждет машина, заказанная у «Гор Азии», которая отвозит нас в Ош.

     

    5. Выводы и рекомендации

    За 16 дней пройден насыщенный в эстетическом, краеведческом и техническом плане поход 5 к.с. с определенными отклонениями и корректировкой исходного маршрута в зависимости от погодных условий, лавинной обстановки и состояния участников группы.

    В нашем случае июль выдался не слишком устойчивым по погоде. Несколько дней были сильные снегопады. В это время даже на Иссык-Куле и в Оше были сильнейшие грозы и шквалистый ветер. Часто приходилось менять планы из-за непогоды и работать только первую половину дня. Таким образом считаю, что на прохождение походов на Памире нужно закладывать больше дней. Особенно если включать в маршрут пик Ленина.

    Все участники группы получили отличный высотный опыт и опыт длительного пребывания в снегах при низкой температуре. Были скорректированы на будущее списки личных вещей. По общественному снаряжению вопросов не возникало. Очень в походе помогла газовая горелка нового типа – MSR Reactor, которая за счет интегрированной системы помогла сэкономить вес на газовых баллонах и время на приготовление пищи.

    К сожалению, за счет высоты и удаленности от населенных пунктов и дорог на Заалайском хребте и его отрогах довольно сложно организовать заброску. Таким образом приходилось экономить вес за счет уменьшения пайка (исходили из расчёта - по 440 г на участника в день). Однако даже урезанного питания хватило с лихвой.

    Маршрут рекомендую для организации спортивных походов схоженных и опытных групп. Не смотря на то, что существует хорошая возможность экстренного схода с маршрута на Памирский тракт, в целом район довольно тяжелый и совершенно безлюдный. Некоторые первалы не ходились десятилетиями. Информация по многим из них устарела или отсутствует вообще. Однако это дает широкие возможности для организации первопрохождений.

    Необходимо иметь ввиду, что данный район – приграничная зона, поэтому должное внимание нужно уделить получению пропуска.

     

    6. Литература

    Директор Л.Б. Высокогорные перевалы. Профиздат. Москва. 1990

    Отчет о горном походе (Таракановская М., 5 к.с., Заалайский Хребет, 2008)

    Отчет о горном походе (Шкилёв В.В., 5 к.с., Северо-Восточный Памир, 2007)

    Отчеты о горных походах (Зятьков Г.В., 5-6 к.с., Заалайский Хребет, 1990-е)

    Голубев М.В. Каталог перевалов.

    Вадим Ляпин. Карты-схемы Северного Памира